Уход за зубами урок | Стоматологический портал

Уход за зубами урок

Урок природоведения по теме: «Зубы и уход за ними».

Открытый урок по природоведению

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

ТЕМА: Зубы и уход за ними.

ЦЕЛЬ: Привести знания детей о зубах и уходу за ними в систему.

1. Зубы в жизни человека.

2. Строение зубов.

3. Гигиена зубов.

Уметь: находить у себя разновидность зубов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Зеркальце малое (на каждого).
  2. Кусочек груши (яблока).

Книги о здоровье для выставки.

1. Организационный момент.

Звучит мелодия из телевизионной передачи «Здоровье».

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня вы побываете на телевизионной передаче «Здоровье», в которой ученики IV класса, являясь участниками «Детской рубрики», продолжат изучать свой организм, чтобы охранять и укреплять здоровье.

Здоровым хочет быть каждый ребенок.

2. Сообщение темы и целей.

Тема нашей телевизионной передачи «Зубы и уход за ними». Чтобы вы могли поделиться полученными знаниями со своими друзьями, будем в тетрадях выполнять необходимые записи (ученики записывают в тетрадях тему урока).

Сегодня мы узнаем:

  1. Какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение.
  2. Строение зубов (выясним, как и почему разрушаются зубы).
  3. Научимся правильно ухаживать за зубами.

В передаче мы встретимся с врачом-стоматологом. Он назовет нам несколько правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми на долгие годы. И обязательно послушаем народные советы Евдокии Дубравы.

3. Зубы в жизни человека.

Итак, начинаем нашу передачу. Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека? ‘

У человека 32 зуба. 28 вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.

К тому времени, когда вам исполнилось 2,5-3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20.

Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.

Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы, значит, ребенок растет и на месте выпавшего зуба обязательно вырастет новый зуб.

В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на три вида. Вот сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение. А для этого проведем небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.

Опыт. На столе у каждого лежит кусочек груши и яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.

(Учащиеся проводят опыт.)

А теперь проверим:

1) Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от груши небольшой кусочек.) Какие зубы в этом участвовали?
Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних.

Рассмотрите их в зеркало, проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (Эти зубы плоские и острые.) Почему эти зубы острые?

Вывод. Так как эти зубы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи, то их так и называют — резцы.

2) Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?

Вывод. Да, в измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта. которые называются коренными.

Обратите внимание: их поверхность неровная, с выступами. Это неслучайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить.

3) Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них — они не такие, как резцы и коренные. У них острые края, но по форме они массивные.

Вывод. Это клыки — да, они так и называются. Клыки и приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников. Почему? Из домашних животных хорошие клыки имеют собака и кошка. Хищники питаются другими животными, и у них всегда есть нужда разрывать мясо, шкуру.

Как вы думаете? Есть ли клыки у коровы и лошади? Почему нет? Чем объяснить, что клыки есть у свиней?

Вывод. Итак, какие виды зубов различают у человека? Какое назначение всех зубов?

Зубы у человека делятся на три группы: резцы, клыки, коренные, они предназначены для откусывания, перетирания пищи, для разгрызания более плотной пищи.

Ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

Резцы — откусывают кусочки пищи.

Коренные — дробят, перетирают пищу.

Клыки — разгрызают плотную пищу.

4. Строение зубов.

Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково. Далее мы и поговорим о строении наших зубов.

Нарисуйте в тетрадях модель нашего зуба.

Каждый зуб — это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу по три раза в день в течение всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?

Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль — очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба мягкая ткань — пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.

Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Как вы узнаете, что есть зуб, который необходимо показать врачу для лечения?

Через корень проходит нерв, который передает сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы десны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадет инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.

Почему же происходит разрушение зуба?

Во рту у каждого человека есть бактерии — микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.

Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба. Как можно чаще посещайте зубного врача, чтобы зубы были здоровыми.

Почему обязательно нужно лечить зубы?

Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка. Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей. Как же сохранить зубы здоровыми, крепкими? А для этого надо уметь за ними ухаживать.

5. Гигиена зубов.

Мы будем учиться правильно ухаживать за зубами. Какие предметы нам нужны для ухода за зубами?

Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щетке?

*У каждого человека должна быть зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.

*Чистить зубы надо два раза в день: утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот теплой водой.

*Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние — снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не ;меньше трех минут.

* Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать еще ряд правил.

О них вам расскажет наш гость — врач-стоматолог (в роли врача выступает ученик).

  • Не ковыряйте в зубах металлическими предметами (булавками, иголкой). Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.
  • Не откусывайте нитку и проволоку зубами. От этого зубы быстро разрушаются.
  • Сразу после холодной пищи в рот пищу не берите горячую и наоборот. В зубах от этого будут образовываться трещины.
  • Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятного желтого и даже коричневого цвета. На них раньше, чем у некурящего человека, образуются трещины, и зубы разрушаются.
  • Больные зубы обязательно лечите. Два раза в год посещайте зубного врача. Недаром гласит народная мудрость «Здоровые зубы — залог здоровья».

А сейчас вы услышите советы Евдокии Дубравы (в этой роли выступает ученица).

— Здравствуйте, дорогие мои! Ничто не придает столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. «Нет, зубов — нет здоровья», — говорят французы.

Чтобы ваши зубы были здоровыми, употребляйте в пищу больше витаминов (фрукты, овощи). Особенно полезен зубам витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле.

Употребление черного хлеба полезно для сохранения зубов. Будьте здоровы!

6. Подведение итога.

Заканчивая нашу передачу, хочу пожелать всем вам здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

Тема урока: Зубы и их строение. Правила ухода за зубами..

сценарий урока поможет осознать ученикам необходимость ухода за зубами

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Зубы и их строение. Правила ухода за зубами.»

Тема урока: Зубы и их строение. Правила ухода за зубами.

Цели: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомить с правилами , помогающими сохранить собственное здоровье.

Планируемые результаты: ученики осознают необходимость чистки зубов, безопасного и здорового образа жизни, узнают строение зубов и их функции, научатся чистить зубы, формулировать правила личной гигиены.

Учебные универсальные действия: регулятивные- понимать учебную задачу данного урока . стремиться ее выполнять, выполнять правила ухода за зубами: познавательные- формулировать правила личной гигиены, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксация с использованием здоровьесберегающих технологий Базарного В.Ф. : коммуникативные- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечать на вопросы, вести диалог.

Оборудование: зеркало для каждого ученика, фотографии улыбающихся людей, схемы строения зуба для учеников без надписей, рисунки «Как развивается кариес?», рисунки продуктов полезных и не полезных для зубов.

1. Организационный момент.

Какой раздел начали изучать?

С какой темой познакомились?

Для чего надо изучать свой организм?

Какие органы пищеварения мы знаем?

Где в нашем организме начинается процесс пищеварения?

3.Самоопределение к деятельности.

Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят. (зубы)

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

4.Работа по теме урока.

Возьмите зеркало, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту?

Исследуйте языком зубы. Что вы заметили?

Рассмотрите фотографии. Что вы заметили?

Закрасьте несколько зубов? Что изменилось?

Сегодня будем говорить, как сохранить зубы здоровыми, чтобы улыбки были красивыми.

Возьмите зеркальце и рассмотрите форму своих зубов. Что заметили?(Передние зубы имеют острый режущий край, они называются резцами. Как вы думаете , что делают эти зубы? Угловые зубы имеют острые кончики, это клыки. . Как вы думаете , что делают эти зубы? С их помощью отрываем кусочки пищи .Боковые -малые и большие коренные. . Как вы думаете , что делают эти зубы? Ими пережевываем пищу.)

Какой вывод можно сделать о форме зубов? (Форма зависит от функций.)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

6.Продолжение работы по теме урока.

Чтобы беречь зубы надо знать их строение.

Белая часть зуба , та, что вы видите в полости рта ,- это коронка. Остальная часть спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в корне. Назовите остальные части зуба.

Возьмите карточки и закончите предложения. (Работа в парах)

Белая часть зуба покрыта.

Остальная часть спрятана.

Прочно удерживается зуб в челюсти.

Очень твердая и защищает зуб.

В пульпе находятся.

Раскрасьте части зуба.

Голубым — эмаль Желтым — дентин .Красным -пульпу.

Как называется доктор , который лечит зубы?

Почему зубы болят? Какие продукты способствуют развитию кариеса?

Рассмотрим картинки в таблице » Как развивается кариес?

Уход за зубами урок.

Тема: Зубы и уход за ними

Цель: формирование знаний о гигиене полости рта

  • познакомить ребят со строением и основными функциями зубов, правилами ухода за ними;
  • формировать убеждение, что необходимо пользоваться качественными средствами гигиены полости рта;
  • формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта.

Интерактивная доска, три зубные щётки с разными щетинками, морковь, средства гигиены полости рта (зубная паста, зубная щётка, зубной порошок, зубочистки, зубная нить и т.д.).

1. Организационный момент

2. Объявление темы и задач занятия

( У каждого на столе лежит морковь.)

— Ребята как называется овощ, который лежит у вас на столе?

— Возьмите и откусите кусочек. Вкусно?

— Когда вы откусывали морковку, легко ли было?

Сегодня на нашем занятии мы вместе разберёмся, почему ваши ответы были разными.

3. Новый материал

А сейчас отгадайте, пожалуйста, загадку ( на интерактивной доске )

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (ЗУБЫ)

— Но нам необходимо вспомнить правила, которые помогут нам сохранить зубы здоровыми и красивыми. В путь! А для начала путешествия мы должны вспомнить строение зуба.

— Кто знает, пожалуйста, помогайте мне.

Во-первых наш зуб состоит из коронки и корня, (коронка та часть которую мы видим, корень не видим).

Коронка сверху покрыта эмалью, эмаль является самой твердой тканью в нашем организме. Далее идее дентин, (это зубная кость) он более мягкий чем эмаль, в самом центре нашего зуба находится пульпа, я называю ее сердце зуба, так как именно пульпа дает жизнь нашему зубу, там находятся кровеносные сосуды и нервные окончания, так же видим десну, волокна, цемент, челюсть. Вот так выглядит здоровый зуб.

— А сейчас, ребята, я вам предлагаю самим отметить части зуба.

( задание на интерактивной доске )

Белая часть зуба называется – коронка.

Остальная часть зуба спрятана в десне.

Корень – прочно удерживает и защищает зуб.

Эмаль – очень твёрдая и защищает зуб.

В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.

— Чтобы сохранить наши зубы здоровыми очень важно правильно питаться.

Задание на интерактивной доске. «Какие продукты полезны твоим зубам?»

— Какие продукты мы видим? (овощи, фрукты, сыр, рыба, каша, ягоды, овощи)

— Кто из вас любит эти продукты?

— Но вообще почти все любят эти продукты, это же вкусные продукты?

— Чем же они полезны? (Овощи, фрукты, ягоды содержат витамины, молочные продукты содержат кальций, который укрепляет наши кости и зубы, каши содержат углеводы).

— Все эти продукты полезны для всего нашего организма и конечно же для наших зубов.

— А от каких продуктов зуб будет плакать? (конфеты, кока-кола, пироженное, мороженное, сахар)

— А почему эти продукты вредны нашим зубам, кто подскажет? (содержат сахар)

— Да, совершенно верно, все эти продукты содержат сахар, который очень вреден для зубов. А вы знаете, почему сахар вреден для зубов?

— У каждого человека во рту есть бактерии есть полезные, а есть бактерии кариеса, ( они не передаются по наследству), они могут перейти изо рта матери в рот ребенка при кормлении одной ложкой, при чистки зубов одной щеткой и т. д. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворение зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.

Отчего образуется кислота? (работа с пером на интерактивной доске)

Знакомство с правилами

— Вот что происходит с нашими зубами если мы не ухаживаем за зубами и едим много сладкого. А кто из вас любит сладкое?

— Из всего этого мы сформулируем 1 правило

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛАДКОЙ ПИЩИ

— Какие продукты относятся к сладкой пище?

— И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть. Можно, но правильно.

— Нужно контролировать количество кислотных атак, не нужно постоянно есть в течении дня, а спланировать свое питание так, чтобы было не больше 4-5 приемов пищи( кислотных атак) в день.

Зубы нормально переносят кислотные атаки, происходящие при нормальном питании: завтрак, обед и ужин.

На столе лежат картинки различных овощей и фруктов.

Ребята, выберите из данных овощей и фруктов те, которые особенно полезны для зубов? (бананы, яблоки, морковь)

УПОТРЕБЛЯТЬ ФРУКТЫ И ОВОЩИ

Почему же морковь полезна для зубов? (она твёрдая и в ней много витаминов)

Вы знаете, что у наших зубов есть друзья? ( на интерактивной доске упражнение «Выбери друзей»)

Щетка, паста и вода мои лучшие друзья! Говорят наши зубы

ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ДВА РАЗА В ДЕНЬ

Заучивание стихотворения с детьми:

Мы чистим, чистим зубы и весело живём.

А тем, кто их не чистит, мы песенку поём:

Эй давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу – вверх, сверху – вниз чистить зубы не ленись.

— Ребята скажите, а когда и как нужно чистить зубы?

Дети: утром, вечером, в обед, после еды,…..

— Молодцы вы все знаете что, зубы нужно чистить утром и вечером, А в обед, и после еды нужно чистить зубы или нет?

Дети: нужно, не нужно,….

— В обед зубы чистить не надо, и после каждого приема пищи тоже не надо, зубы достаточно чистить только утром и вечером. А что нужно делать с зубами после еды кто мне подскажет?

Дети: полоскать зубы,…

— А чем же мы пользуемся, когда чистим зубы? У меня в руках 3 зубные щётки (старая щётка, с ровной поверхностью, неровной щетиной), скажите какой зубной щёткой нужно пользоваться?

— Какие вы знаете правила хранения щётки? (хранить щётки на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив (не заводятся микробы), менять щётку 4 раза в год (лучше чистятся зубы), никогда не использовать свою зубную щётку для каких-либо других целей, помимо чистки зубов, никогда не позволять кому-нибудь другому пользоваться своей зубной щёткой)

Задание: на столе лежат разные виды паст.

— Какую бы вы использовали пасту для ухода за своими зубами?

— А какие ещё есть предметы для ухода за зубами? ( зубочистки, зубная нить)

— Существуют ли правила чистки зубов?

Следующее правило будет звучать так:

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ТЕХНИКУ ЧИСТКИ ЗУБОВ

Технику чистки зубов показывает преподаватель на макете.

— С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движение сверху вниз, затем нижние – движение снизу – вверх (с внешней и внутренней стороны);

— аналогично чистим коренные зубы. Движение вперёд назад, только когда чистишь коренные сверху.

— Все научились правильно чистить зубы?

— Можете ли вы кого-нибудь научить правильно чистить зубы?

— Кто сможет нам показать и рассказать, как правильно чистить зубы?

(ребёнок показывает чистку зубов на практике)

Упражнение на интерактивной доске «Найди стихотворение» .

— Вы узнаете, из стихотворения, которое вам нужно найти, двигая синюю фигуру

Как поел, почисти зубки!

Делай так два раза в сутки

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты,

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год два раза на приём

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

ПОСЕЩАЙТЕ СТОМАТОЛОГА 2 РАЗА В ГОД

— Вот эти правила, которые помогут сохранить зубы здоровыми и красивыми.

Каждый человек должен следить за своими зубами и тогда он будет здоров.

— От кого зависит здоровье наших зубов?

— Конечно от нас! А что нужно делать, чтобы наши зубы были здоровыми?

Правильно. Прежде всего, нужно ухаживать за своими зубами.

4. Закрепление на интерактивной доске

— Давайте выполним упражнение «Куча мала» (нужно из слов составить правила, которые мы сегодня изучали)

— Чтобы не болели зубы, что нам нужно делать?

6. Домашнее задание: составить кроссворд «Друзья зубов»

Adblock
detector