Конспект занятия в подготовительной группе «Зубы».
Марина Устинова
Конспект занятия в подготовительной группе «Зубы»
Конспект занятия в подготовительной группе
Устинова Марина Павловна
Тема: «Зубы», занятие из серии «Познаём себя»
Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.
формировать умение заботиться о своем здоровье, познакомить со строением зубов;
закреплять правила и навыки ухода за зубами развивать внимание, память, воображение детей;
воспитывать сознательное, положительное отношение к вопросу об уходе за зубами.
Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: принимает активное участие в деятельности, знает строение и функции зубов, понимает, насколько важно иметь здоровые зубы, имеет представление о здоровом образе жизни, делает выводы, умозаключения, проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.
Материалы и оборудование: зубная паста детская и взрослая, зубные щетки (детские и взрослые, картинки зубов (здоровый и больной, продукты: яблоко, лук, чеснок, морковь, молочные продукты, чипсы, шоколад, кока-кола, буквы для названия «Здоровые зубы — здоровью любы», пластилин, салфетки, подставка под зубы, мешочки – подарок Зубной феи.
Работа над словарем: эмаль, челюсть, кариес, зубная нить, зубочистки.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:
3. Приемы организации практической деятельности детей:
4. Приемы поддержания интереса у детей:
5. Приемы оценки и самооценки:
Содержание организованной деятельности детей
I. Вводная часть
Вводное слово воспитателя:
Ребята, какое слово мы произносим, когда видим знакомых людей? Когда ещё мы говорим это слово? Давайте поприветствуем сейчас друг друга.
— Какое слово спрятано в слове «здравствуйте» (здравие, здоровье).
— Сегодня мы продолжаем говорить о здоровье, о том, как сохранить свое
— Повторим основной девиз «Уроков здоровья»:
«Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!»
Звучит фрагмент песни «От улыбки».
— Какая песня прозвучала?
— В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей». Как вы
понимаете смысл этих слов? (улыбка дарит радость, поднимает настроение)
— Ребята, а какую улыбку можно назвать красивой? (добрая, радостная, нежная, с красивыми зубами). Улыбнитесь, какие вы красивые.
— Сегодня на занятии мы узнаем, что нужно делать, чтобы зубы не болели и всегда оставались красивыми.
II. Основная часть
— У вас на столах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.
— Посмотрели, аккуратно положите зеркало на место.
— Пощупайте язычком свои зубы и десны, что вы почувствовали? Какие они?
(гладкие, твердые, острые)
— Все ли зубы имеют одинаковую форму?
— Зачем человеку зубы?
1) Зубы откусывают и пережевывают пищу.
2) Зубы помогают правильно говорить.
— Попробуйте сказать свое имя, не касаясь языком передних зубов. Сделайте
— Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для ясного, четкого произношения слов, для нормальной речи. К 6-7 годам, т. е. в вашем возрасте, у детей молочные зубы выпадают и на их месте вырастают постоянные. Смена молочных зубов на постоянные зубы — естественный процесс, и не надо этого бояться.
Форма зубов, строение зуба
— Рассмотрим макет зубов.
— Зубы — это кости, которые сверху покрыты эмалью. Зубы во рту сидят на подставках, которые называются челюстями. Хоть зуб и выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. У всех зубов есть корни. Если за зубами неправильно ухаживать, то в зубах появляются дырочки — кариес. Кариес
— это болезнь зубов. А больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам.
Раз зубок, два зубок —
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать
Посмотрите на эти картинки (веселый и грустный зуб)
— Почему зуб грустный?
— Как нам помочь больному зубику? Может кто-то из вас знает средство? (мама дает таблетку от зубной боли; вычистить зубочисткой пищу из зуба,
прополоскать, идти к зубному врачу). Зубной врач — это стоматолог.
Работа в тетради.
Внимательно рассматриваются и обсуждаются иллюстрации в рабочей тетради.
— Игра «Что полезно и что вредно для зубов».
Давайте разделимся на 2 команды. Одна команда выберет полезные для зубов продукты, а другая команда — вредные.
— Молодцы, справились с заданием.
— Какие предметы гигиены нужны человеку, чтобы ухаживать за зубами (зубная паста, щетка, зубочистки).
— Посмотрите, как правильно чистить зубы (схема в тетради).
— Запомните правила чистки зубов:
1) Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние — снизу вверх.
2) Надо чистить все зубы — и передние, и боковые, чистить со всех сторон -снаружи и изнутри.
3) Надо также водить щеткой вправо и влево, чистим жевательную поверхность зуба.
Дети вместе с воспитателем лепят модель жевательного зуба так, как показано на рисунке, обращая особое внимание на неровности его поверхности, в которых может скапливаться пища во время еды. Последовательность лепки:
— отрезаем и отламываем небольшой кусочек пластилина, из него формируем
— сдавливаем шарик по бокам, превращаем его в кубик
— пластмассовым ножиком наносим насечки на верхнюю часть кубика
— из нижней части пластилинового кубика формируем корни зуба
— салфеткой вытерли руки
После выполнения задания еще раз обратить внимание детей на сложное устройство зуба.
III. Заключительная часть
Сейчас мы поиграем, а заодно и проверим, как вы усвоили материал:
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите «Нет, нет, нет!»
Говорила маме Люба:
«Я не буду чистить зубы».
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
— Сколько раз в день необходимо чистить зубы?
— Какая пища для зубов полезна?
Ребята, а какая традиция существует в вашей семье, когда выпадает молочный зубик? Посмотрите, Зубная фея принесла вам мешочки, что на них изображено? (зуб) Вот когда у вас выпадет очередной зуб, можно положить в этот мешочек.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Если только рассмеяться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
— Давайте чаще улыбаться!
НОД в средней группе «Кто лечит зубы» НОД в средней группе. Тема : «Кто лечит зубы?» Цель: формировать представление о профессии врача- стомотолога, его обязаностях; воспитывать.
Тематический план «Недели здоровья» Тематический план: «Чистота – залог здоровья.» «Здоровые зубы – красивая улыбка.» «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу.» «Всем друзьям,.
Детям о зубах.
Этой весной увидела у Даши в группе (от 4 до 5 лет) плакат со строением человека и его органов. Очень удивилась.
Поинтересовалась у воспитательницы, как идет изучение органов человека, понимают ли дети что-нибудь.
“Конечности, голову и сердце знают все, остальное кто как, изучаем” – ответила Ольга Николаевна.
А что знают ваши дети о зубах? Зачем человеку нужны зубы?
У дошкольников есть 20 молочных зубов, которым такое название дал в давние времена Гиппократ – отец медицины.
Тогда люди думали, что младенец питается только молоком и зубы образуются из молока.
У взрослого человека 32 зуба которые служат человеку всю жизнь. Эти зубы уже не меняются и вместо выпавшего новый не вырастет никогда.
Как я была удивлена, когда одной девочке 12 лет во дворе выбили зуб во время игры, она засмеялась и сказала, подумаешь, вырастет новый!
Зачем человеку нужны зубы?
Объясните популярно своему ребенку, что пищу, которую мы едим, надо обязательно пережевывать, размельчать и смачивать слюной, так как если она целыми непрожеванными кусками будет поступать в желудок, то желудок от такой пищи может заболеть.
А вместе с этим начнутся большие неприятности, ведь питание будет доставлять боль ребенку.
И совсем ни есть нельзя – без пищи человек не может жить.
Поэтому нужно заботиться о своих зубах всю жизнь.
Зубы это не только красота, но и здоровье человека.
А чтобы зубы оставались здоровыми, надо знать определенные правила и соблюдать их всегда.
Проверьте, знают ли ваши детки пять основных принципов сохранения здоровья зубов.
Посещение стоматолога? (один или два раза в год)
Как чистить зубы? (два раза в день как минимум по 2-3 минуты)
Как часто надо менять зубную щетку? (каждые 3-4 месяца)
Какие продукты полезны для зубов?(Сыр и молочные продукты, фрукты и овощи, рыба и мясо)
Стоматологическое здоровье детей в детском саду.
В наш ясли-сад уже 18 лет с большой охотой родители ведут своих малышей. Секрет популярности прост: в этом дошкольном учреждении созданы великолепные условия для воспитания и образования детей, их личностного роста и гармоничного развития.
Даже на первый взгляд очевидно, что для создания подобной атмосферы коллективу приходится постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, быть в курсе последних достижений в системе дошкольного образования и активно внедрять лучший опыт.
Тем более, что инициативности тут сотрудникам не занимать. Именно с их подачи в детском саду реализуются проекты, направленные, в первую очередь, на повышение качества образования и создание таких условий, при которых каждый воспитанник не остаётся без особого внимания педагога.
В детском саду были проведены лекции для педагогов и родителей воспитанников о значимости гигиены полости рта детей с самого раннего возраста.
Проблема стоматологического здоровья детей не может быть решена только врачами или только педагогами, здесь необходим комплексный подход, создание оздоровительной программы и последовательное претворение её в жизнь.
Стали появляться первые уголки гигиены полости рта для детей, которые представляют собой полочки для индивидуальных стаканчиков, зубной пасты и щётки для каждого ребёнка в умывальной комнате. Гигиеническому уходу за зубами последовательно обучались и наглядными средствами, и практически («урок гигиены») педагоги, воспитанники и родители.
Дети ежедневно чистили зубы после завтрака, контролировали этот процесс воспитатели. Два раза в месяц стоматолог проверял качество чистки зубов. Со временем количество групп, охваченных программой, увеличивалось, появлялись новые формы профилактики стоматологических заболеваний. Это и методические лектории, памятки, буклеты, бюллетени, а также — особенно действенные и эффективные игры-занятия по ЗОЖ, «стоматологический» спектакль и т.д.
Важным моментом этой работы стало взаимодействие с родителями, в чью задачу входило в том числе закрепление в домашних условиях навыков по уходу за полостью рта.
Без этого гораздо сложнее обучить ребёнка чистить зубы регулярно, а главное — пропадает мотивация и глубокая заинтересованность в результатах манипуляций со щёткой и пастой.
К сожалению, базовый уровень знаний по гигиене полости рта детей у многих оставляет желать лучшего, что мы совместными усилиями пытаемся исправить. Наши воспитанники уже очень позитивно относятся к этому процессу, дружат со стоматологами и даже участвуют в конкурсах на лучшую цветную пломбу.
Каждый взрослый должен помнить, что навыки ухода за полостью рта ребёнку необходимо прививать задолго до того, как у него появятся зубы. Так, мама после каждого кормления должна обрабатывать ребёнку десну, чтобы он уже привыкал к манипуляциям в полости рта. Однако далеко не все следуют этим рекомендациям.
Поэтому в ясельную группу детского сада многие малыши приходят уже с ранним кариесом, причинами которого являются избыток углеводов и сахара в рационе и отсутствие у ребёнка гигиенических навыков.
Хочется особо подчеркнуть, что ранний детский кариес молочных зубов лечить нужно обязательно! Дети в таком возрасте очень боятся лечения зубов, а в клинике работает врач-анестезиолог, педиатр, которые помогут детскому стоматологу осуществить лечение молочных зубов под наркозом с наибольшим комфортом для ребёнка.
Мы обучаем наших детей ухаживать за своими зубами, полоскать рот, используя игровые занятия, показ и другие формы. Дети в основном чистят зубы специальными детскими щётками и пастами («Lacalut» (Германия), «R.O.C.S.» (Россия). Выбирая пасту ребёнку, надо знать, что детям раннего возраста рекомендуются пасты без фтора, с трёх лет — 250 ррm фтора, с 5 лет — 500 ррm фтора. «Взрослые» средства по уходу детям вредны и могут привести к развитию флюороза (пятнистости).
Здоровые зубы ребёнка — это гарантия того, что впоследствии у него не будет проблем со стоматологом.